Изменения в действующем законодательстве, вступившие в силу в 2014 году, обязывают всех владельцев транспортных средств, выполняющих междугородные коммерческие перевозки, установить тахограф. Наличие этого прибора позволяет регистрировать интервалы движения автомобиля, километраж, скоростной режим и т.д.

Установить тахограф стоит и для контроля режим работы водителя: прибор работает с индивидуальной тахографической картой, что позволяет зафиксировать время работы и отдыха. Благодаря этому удается избежать переработок, а значит – снизить уровень аварийности из-за переутомления водителей.

Тахограф

Кому  нужно установить тахограф: нормативные аспекты

Согласно требованиям действующего законодательства, автомобили, выполняющие коммерческие междугородные перевозки, должны быть оснащены бортовыми самописцами – тахографами:

  • Тахографы являются обязательными для установки на транспортные средства категорий N2/N3 и М2/М3. Сюда относятся крупногабаритные грузовики, а также транспортные средства, предназначенные для пассажирских перевозок. Кроме того, обязательным является оснащение самописцами транспорта, предназначенного для транспортировки грузов повышенной опасности.
  • Довольно часто возникает вопрос, нужно ли монтировать тахографические оборудование на автомобиль, если организация не выполняет коммерческие перевозки (грузовые/пассажирские). Приказ № 36 МинТранс РФ от 13. 02.2013 г. регламентирует этот аспект вполне однозначно: установка тахографов обязательна для всех ТС утвержденного типа, вне зависимости от того, участвуют ли они в коммерческих перевозках.

Сроки монтажа оборудования также утверждены законодательно:

  • до 1.04.14 – автобусы М2/М3, грузовые автомобили N2/N3 (для перевозки опасных грузов) и грузовые автомобили N3  с массой 15 т и более, задействованные в междугородных рейсах.
  • до 1.09.14 — все остальные грузовики N3.
  • до 1.04.15 — грузовики N2, не предназначенные для транспортировки грузов с повышенной опасностью.

Таким образом, на текущий момент бортовыми самопишущими устройствами должны быть оснащены автомобили всех установленных в приказе типов.

Какие тахографы нужно устанавливать?

  • Ранее допускалось оснащение ТС аналоговыми тахографами. На сегодняшний день использование аналоговых тахографов в РФ не разрешено. Потому на автомобили, задействованные в коммерческих перевозках, в обязательном порядке устанавливаются цифровые модели, оснащенные блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации). Автомобили, выполняющие международные перевозки, оснащаются тахографами с европейским сертификатом соответствия ЕСТР.

Обратите внимание! Использование аналоговых тахографов допустимо для машин, выполняющих перевозки на международных маршрутах. Связано это с тем, что в странах Европейского Союза применение аналоговых самописцев до сих пор разрешено.

  • Транспортное средство запрещается выпускать в рейс без установленного и корректно работающего тахографа. Кроме того, у всех водителей работающих на транспортном средстве, должны быть личные тахографиеские карты с актуальным сроком действия. Управление транспортным средством, оборудованным тахографом, без использования личной карты водителя запрещается.

Установка карты в тахограф

Как установить тахограф: порядок работ

Монтаж тахографа на транспортное средство – это лицензируемый вид деятельности. Это значит, что заниматься им могут только специализированные организации, имеющие на это разрешение. Основными лицензирующими органами в этой отрасли являются ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ РФ, отвечающая за криптозащиту информации.

Выполнение установки компанией, не имеющей сертификата, влечет за собой штрафные санкции (эксплуатация транспортного средства с неисправным либо неправильно установленным тахографом). Кроме того, после наложения штрафа владельцу автомобиля (юридическому или физическому лицу) придется повторно тратиться на установку – на этот раз по всем правилам.

как установить тахограф на автомобиль

Если вам будет нужно установить тахограф, и вы обратитесь в специализированную организацию, то работы будут выполняться по такому алгоритму:

  1. Подготовка к монтажу. Специалисты компании выполнит осмотр транспортного средства и определят место, наиболее удобное для установку самописца (в пределах досягаемости водителя). В автомобилях, выпущенных после 2006 года, обычно предусматривается специальный слот для тахографа.
  2. Оценка ТС. На этом этапе устанавливается совместимость спидометра и датчика скорости с тахографическим оборудованием, и при необходимости выполняется замена датчиков.
  3. Установка и подключение тахографа. Прибор монтируется в специальную нишу или закрепляется иным способом – с таким расчетом, чтобы водитель имел к нему беспрепятственный доступ а экран был хорошо виден. После этого провода тахографа подключаются к спидометру и датчику скорости.
  4. Проверка работы. Подключенный тахограф верифицируется в рабочих условиях, при этом контролируется совпадение его показателей с фактическим значениями. При необходимости выполняется корректировка подключения или дополнительная настройка.
  5. Завершающий этап. Если верификация показаний прибора прошла успешно, тахограф (сам прибор, разъемы, узлы соединения) пломбируется специальной пломбой. Блок криптозащиты тахографа активируется с помощью специальной карты. Также на завершающем этапе специалист компании-установщика выполняет первичную настройку прибора.

Тахограф, установленный по этому алгоритму, можно эксплуатировать в штатном режиме с использованием тахографиеской карты водителя.

При возникновении неполадок в работе прибора любые операции, связанные с ремонтом и требующие нарушения пломб, тоже должна выполнять сертифицированная организация.

Можно ли установить тахограф своими силами?

Иногда в целях экономии времени и средств владельцы автомобилей решают установить тахограф самостоятельно. При принципе, конструкция прибора это позволяет – тахограф устроен несложно, потому при наличии сноровки подключить его к ДСА реально.

Но есть ряд аспектов, которые нужно учитывать:

  • Максимум, что можно сделать самостоятельно – это установить тахограф в автомобиль, присоединить провода и выполнить тестирование.
  • Калибровка, активация и пломбирования в любом случае должны выполняться в сертифицированной компании. Так что экономия если и будет, то окажется совсем незначительной.
  • Кроме того, многие компании оказываются пломбировать и активировать приборы, которые монтировали не они. В лучшем случае, вам придется оплатить диагностику прибора и его повторную калибровку – т.е. заплатите вы примерно столько же (или чуть больше), как и при установке в сертифицированной организации.

Подводя итоги, можно смело утверждать: если вам нужно установить тахограф, то оптимальным решением будет обратиться в компанию, которая обладает лицензией на выполнение этого вида деятельности. Только в этом случае вы получите все необходимые консультации, а также гарантию того что бортовой самописец будет установлен (а главное – документально оформлен!) по всем правилам.