Установка тахографа на грузовой автомобиль является обязательной согласно приказу приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36. Порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентирует приказ  от 21 августа 2013 года №273 .

Выполнять установку тахографов на грузовые автомобили могут только сотрудники мастерских, которые прошли обучение и имеют клеймо Минтранса, а также лицензию ФСБ.  Наличие у организации всех необходимых лицензий, включая лицензию от ФСБ РФ, является обязательным условием для того, чтобы установленный бортовой самописец можно было использовать без претензий ос стороны контролирующих органов.

na-gruzovie

Закон об установке тахографа на грузовик в 2018 году

Согласно требованиям федерального закона «О безопасности дорожного движения» (абз. 9 часть 1 статья 20), все автомобили, выполняющие коммерческие перевозки, должны быть оснащены регистрирующими устройствами.

Кроме того, порядок и сроки установки тахографа на грузовые и пассажирские автомобили определяется приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года №273

Согласно информации, изложенной в этом документе, на 2018 год ситуация следующая:

  • Транспортные средства, подлежащие оснащению должны быть оборудованы контрольными устройствами (СКЗИ либо ЕСТР);
  • Должна быть проведена замена тахографа ЕСТР, смонтированным на производстве автомобиля до 1 апреля 2014 г при осуществлении внутрироссийских перевозок;
  • Должна быть проведена замена тахографа ЕСТР, установленным в официальных мастерских до 11 марта 2014 г. (в соответствии с 720-м постановлением) при осуществлении внутрироссийских перевозок;
  • Если грузовой и пассажирский автомобиль оснащен аналоговым тахографом, соответствующим требованиям ЕСТР или прибором по 720-му постановлению, то такой самописец подлежит замене на модель с СКЗИ не позднее 01 июля 2016 года при осуществлении внутрироссийских перевозок;
  • Для грузовых машин, выполняющих международные перевозки нет необходимости заменять аналоговые тахографы и цифровые ЕСТР.

На какие категории автомобилей обязательно ставить тахограф?

Перечисленные нормативы обязывают владельцев устанавливать контрольные приборы на:

  • Пассажирские автобусы и аналогичные ТС, относящиеся к категориям М2 и М3.
  • Грузовые автомобили массой 3,5 -15 тонн (категория N2)
  • Аналогичные ТС массой свыше 15 тонн (N3)

В отдельную группу в нормативах выделяются ТС из категорий N2 и N3, оборудованные для перевозки опасных грузов. Их оснащают приборами для регистрации параметров движения в первую очередь!

Обязательно ли производить замену аналогового тахографа цифровым?

Ответ на данный вопрос зависит от типа деятельности Вашей транспортной организации:

Установка тахографов на грузовые автомобили, осуществляющие международные автоперевозки, должны выполнять требования соглашения ЕСТР. Процедура оснащения и эксплуатации описана в следующих нормативных актах: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Замена аналоговых тахографов для грузового и пассажирского транспорта, выполняющего международные автоперевозки не обязательна.

В автомобилях, осуществляющих автоперевозки внутри нашей страны должен быть установлен цифровой прибор с блоком СКЗИ, который не совместим с европейским типом ЕСТР. Требования и характеристики к данным контрольным устройствам изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения — в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ, 102 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Замена аналоговых тахографов для грузового и пассажирского транспорта, выполняющего внутрироссийские автоперевозки ОБЯЗАТЕЛЬНА с 01 июля 2016 года. Таким образом, если на автомобиле по той или иной причине еще используется аналоговая модель — ее нужно в кратчайшие сроки заменить цифровой с блоком СКЗИ во избежание наложения штрафных санкций при первой же проверке.

Обязательно ли ставить тахограф на личный грузовик?

Нормативные документы, приведенные выше, регламентируют оснащение контрольными приборами техники, задействованной в коммерческих перевозках. Таким образом любой грузовик, находящийся на балансе коммерческой, общественной или государственной организации, должен быть оборудован таким устройством.

Что касается грузовиков, находящихся в личной собственности граждан, то на них контрольные приборы ставятся в таких случаях:

  • Личный автомобиль используется для перевозки негабаритных или опасных грузов (в ходе сотрудничества владельца с различными организациями).
  • Владелец авто оформляет соглашение на регулярные перевозки грузов по заранее установленным маршрутам.
  • Физическое лицо сотрудничает с транспортной компанией, используя личный транспорт для выполнения перевозок.

Также дополнительно оговариваются случаи, которые, согласно закону, не рассматриваются как использование грузовика в коммерческой перевозке. Это:

  • Перевозка стройматериалов, необходимых для выполнения частных строительно-ремонтных работ (при условии предоставления чека).
  • При передаче автомобиля во временную безвозмездную эксплуатацию (при наличии договора и доверенности).

Цена на установку и подключение цифрового тахографа

Стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль в разных случаях может отличаться, причем довольно сильно. Итоговая цена зависит от нескольких параметров:

  • Марки и типа контрольного прибора (СКЗИ/ЕСТР).
  • Марки грузового автомобиля.
  • Объема дополнительных работ (может потребоваться замена старого спидометра с датчиком скорости, прокладка нового кабеля и т.д.).
  • Сложность настройки и калибровки.

Также на итоговую стоимость влияет наличие ранее установленного прибора и его тип. При проведении простой замены устройства процедура занимает меньше времени, следовательно, и затраты будут меньше.

В среднем цена нового тахографа с установкой составляет от 37 тыс. рублей

Можно ли установить тахограф самостоятельно?

Установка тахографов на грузовые автомобили по закону проводится только в сервисных центрах, имеющих разрешение на выполнение таких работ. Причин здесь несколько:

  1. Самостоятельный монтаж приводит к отказу производителя в гарантийном обслуживании.
  2. Оборудование грузового транспортного средства самописцем может потребовать выполнения большого объёма дополнительных работ.
  3. Без наличия соответствующего оборудования вы не сможете активировать блок криптозащиты информации, а эксплуатировать не активированный тахограф не разрешается.

Последствия отсутствия тахографа на грузовом автомобиле

Как мы отметили выше, наличие контрольного устройства на грузовом автомобиле, выполняющем коммерческие рейсы, является обязательным. При этом Административный Кодекс РФ (статья 11.23) предполагает наложение санкции за:

  • эксплуатацию автомобиля без установленного тахографа;
  • эксплуатацию ТС с устройством, не прошедшим активацию или своевременную замену блока СКЗИ;
  • наличие прибора, не соответствующего требованиям законодательства (например, аналогового самописца или цифрового устройства СКЗИ при выполнении международного рейса);
  • отсутствие действующей карты водителя для тахографа
  • выезд на маршрут с неисправным самописцем;
  • умышленное повреждение устройства и т.д.

Все эти нарушения приравниваются к езде без бортового самописца и наказываются штрафными санкциями:

  • Водитель — физическое лицо будет вынужден заплатить от 1 до 3 тыс. рублей.
  • Юридическое лицо, признанное ответственным за нарушение, выплатит штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Помимо штрафных санкций, если же транспортное средство перевозит опасный груз, то оно практически гарантированно будет отправлено на штрафстоянку.

Как видите, установка тахографа на грузовой автомобиль действительно является обязательной. Так что во избежание проблем с представителями закона (а главное – для обеспечения безопасности дорожного движения!) стоит предельно точно выполнять требования действующего законодательства, касающиеся оборудования техники контрольными устройствами.