Разобраться, как поменять датчик уровня топлива и как устранить основные неполадки в его работе, стоит любому владельцу автомобиля. Связано это с тем, что устройства, показывающие уровень горючего, в машинах с электронным управлением двигателя интегрируются в систему подачи топлива. Так что при выходе из строя датчика можно остаться не просто без бензина или дизельного топлива, но и с вышедшим из строя бензонасосом.

Чтобы понять, как снять датчик уровня топлива и как обеспечить его корректную работу, нужно изучить сам принцип действия таких приспособлений. Кроме того, желательно определить, датчик какого типа установлен в вашей машине, потому что разные устройства и работают, и меняются по-разному.

как поменять датчик уровня топлива

Контактный датчик уровня топлива: конструкция и принцип действия

Датчик уровня топлива (ДУТ, fuel level sensor) – это устройство, которое контролирует уровень горючего в бензобаке или другом резервуаре, обрабатывает полученную информацию и выводит ее на приборную панель. Благодаря наличию датчика водитель может контролировать остаток топлива и своевременно выполнять заправку.

Основная часть прибора располагается в бензобаке. У автомобилей с инжектором ДУТ входит в блок подачи топлива, в машинах с карбюраторным двигателем прибор либо монтируется отдельно, либо присоединяется к топливозаборнику.

Сегодня чаще всего используются контактные датчики рычажного или трубчатого типа:

  • Основными элементами рычажных ДУТ являются поплавок и потенциометр, соединенные штангой-рычагом. При уменьшении объема горючего в баке поплавок опускается, и бегунок, соединенный с рычагом, изменяет свое положение. При этом меняется электрическое сопротивление системы – потенциометр фиксирует это изменение и конвертирует полученные данные в информацию об остатке топлива, которая и выводится на приборную панель.
  • В трубчатых датчиках поплавок перемещается внутри трубки, и информация о его положении считывается с помощью подключенного к поплавку индикатора. Устройства такого типа позволяют фиксировать уровень горючего более точно, но их можно устанавливать не во все бензобаки из-за особенностей конфигурации топливных резервуаров.

Разновидности бесконтактных приборов

Наряду с контактными датчиками используются также бесконтактные устройства. Их основным преимуществом является отсутствие соприкосновения с топливом: высокооктановый бензин – вещество достаточно агрессивное, потому контактный ДУТ может выйти из строя довольно быстро.

К бесконтактной категории относятся такие датчики:

  • Магнитные. Используют герметично закрытый индикатор, который считывает информацию о положении связанного с магнитом поплавка.
  • Ультразвуковые. Находятся в контрольном блоке, который крепится снаружи бака, для контроля уровня горючего используют ультразвуковые волны. Обладают максимальной защитой от взрыва.
  • Радиоуправляемые. Питаются от батареи с длительным (5-7 лет) сроком службы, отличаются полной автономностью, передают сведения об уровне горючего в баке по радиоканалу.

Если же говорить о типе передаваемых данных, то сегодня большая часть автомобилей оснащается цифровыми датчиками уровня топлива. Использование аналоговых приборов считается нецелесообразным ввиду низкой точности измерений, потому такие ДУТ можно встретить только на весьма старых машинах.

Возможные неисправности и способы их устранения

Современные датчики уровня топлива – устройства с достаточно высокой надежностью. Но все же иногда они отказывают или начинают выводить на приборную панель некорректную информацию. Действия владельца автомобиля зависят от того, по какой причине это произошло:

  • Самая распространенная причина – неполадки в работе электрической части. Здесь достаточно просто восстановить проводимость, зачистив окислившиеся контакты или заменив порванный контактный провод.
  • При выходе из строя предохранителя он просто заменяется. Для этого автомобиль обесточивается, после чего достаточно найти нужную деталь в предохранительном блоке.
  • Перфорация поплавка приводит к тому, что он не удерживается на поверхности горючего. Как правило, отверстия не заделывают, а просто выполняют замену детали.
  • При износе секторов они перестают контактировать с бегунком и не «считывают» информацию. Если износ небольшой, то бегунок достаточно немного подогнуть.
  • Если же датчик показывает неточную информацию, то его можно откорректировать. Для этого достаточно изменить угол штанги, удерживающей поплавок.

Описанные методики подходят для самых простых систем. Но даже в том случае, если у вас установлен несложный рычажный или трубчатый датчик, его ремонт или регулировку стоит поручить профессионалам.

Технология замены

И для ремонта прибора, и для установки нового датчика его следует демонтировать, а затем установить на место. Действовать нужно так:

  • Автомобиль обесточивается (отключается «минус» на аккумуляторе).
  • Из бака сливается бензин, затем снимается пластиковая защитная крышка.
  • От датчика отсоединяются провода, а топливный шланг отсоединяется от топливозаборника.
  • Крепления датчика откручиваются, и прибор извлекается из бензобака.
  • Новый или отремонтированный прибор устанавливается обратно в бензобак и фиксируется (желательно заменить и герметизирующую прокладку).
  • Выполняется подключение топливного шланга, затем к датчику присоединяются провода.

Проверить точность работы установленного прибора можно, вернув питание бортовой сети машины и залив в бак точно отмеренный объем горючего.

Зная, как снять датчик уровня топлива и как устранить основные неполадки в его работе, вы обеспечите получение максимально объективной информации об объеме горючего в баке автомобиля. Но если поломка оказалась слишком сложной, или у вас в машине установлен прибор, конструкция которого вам незнакома, то диагностику и ремонт стоит доверить квалифицированным специалистам сервисного центра.