Вопрос о том, обязательна ли карта предприятия для тахографа для оформления, часто задают владельцы транспортных компаний. И если с индивидуальными чип-картами для водителей все довольно очевидно (без них тахографы просто не будут корректно работать), то необходимость заказа чип-карты для компании порой вызывает сомнения.

Ниже мы попробуем досконально разобраться, обязательна ли карта предприятия для тахографа и какие функции она выполняет. Также мы уделим внимание наиболее важному практическому аспекту – процедуре получения такой карточки.

карта предприятия для тахографа

Карта предприятия: обязательна ли она нужна?

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заглавие, достаточно проанализировать требования законодательства. Согласно действующим нормативам:

  • Транспортные средства, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы бортовыми самописцами – тахографами. Сегодня используются цифровые модели таких приборов: для автомобилей, выполняющих рейсы на территории РФ – модели с СКЗИ/НКМ, для машин на международных рейсах – ЕСТР.
  • Для работы с тахографом каждый водитель оформляет индивидуальную ключ-карту. Информация о его действиях обязательно фиксируется самописцем.
  • Действующее законодательство РФ обязывает владельцев транспортных предприятий (или уполномоченных лиц) обеспечить хранение данных, записанных тахографами и предоставлять эти данные по требованию контролирующих лиц. При этом память тахографа ограничена, потому выполнить это требование можно только путем регулярной выгрузки информации с самописца на внешний носитель. Периодичность выгрузки зависит от модели используемого устройства.

Именно для выполнения этой функции и используется электронный ключ предприятия. Таким образом, становится очевидным: обойтись без оформления такой карты нельзя, потому что иначе владелец компании просто не сможет получить доступ к данным с бортовых самописцев, установленных на транспортных средствах. Следовательно, любая проверка выявит нарушение, которое согласно ст. 11.23 КоАП РФ может караться штрафом до 50 тысяч рублей (для юридических лиц) или приостановкой деятельности компании на срок до 3 месяцев.

Что представляет собой чип-карта компании?

Тахокарта предприятия представляет собой электронный ключ, изготовленный в вид стандартной пластиковой карточки со встроенным чипом. Внешний вид изделия и перечень указываемой информации утверждены приказом №36 МинТранса РФ (13.02.2013).

На лицевой и обратной поверхностях указываются:

  • Уникальный номер.
  • Срок действия электронного ключа для тахографа.
  • Наименование организации.
  • Наименование организации, которая выдала документ.
  • Данные ответственного лица (директор, начальник транспортного департамента и т.д.).
  • Скан-копия подписи ответственного лица и т.д.

Обратите внимание! Пластиковая карточка и электронный чип чувствительны к внешним воздействиям. Не стоит сгибать изделие, подвергать его длительному воздействию влаги, высоких температур и электромагнитного излучения. Все это может привести к выходу ключ-карты из строя, так что потребуется срочная ее замена.

Основные функции и принцип работы

Тахографическая карта предприятий предназначена для выполнения таких функций:

  • Обеспечение доступа к информации о времени, расстоянии, скорости передвижения ТС, деятельности водителя, хранящейся в памяти бортовых самописцев.
  • Отображение хранящихся данных, их распечатка и выгрузка на носитель для дальнейшего анализа/хранения (это необходимо для предоставления данных по требованию контролирующих органов).
  • Ограничение доступа третьих лиц к информации в памяти тахографа путем блокировки данных.

Для использования карточки компании не требуется дополнительных приспособлений – достаточно самого тахографа и USB-диска. USB-диск устанавливается в разъем на приборе, а в слот для карты вводится электронный ключ. После введения четырехзначного PIN-кода (код вводится только если карта СКЗИ) данные с самописца выгружаются на USB-диск, а карта извлекается из устройства.

Разновидности тахокарт для предприятия

Карты предприятия для тахографов совместимы со всеми моделями бортовых самописцев, потому для небольшой организации достаточно одного электронного ключа. Исключение составляют компании, которые выполняют рейсы как в пределах РФ, так и на международных маршрутах. В этом случае необходимо оформление минимум двух разных карточек:

  • Одной — для работы с цифровыми тахографами СКЗИ.
  • Второй – для выгрузки информации с устройств ЕСТР.

Принцип работы и технология шифрования данных у таких систем сильно отличаются, потому и ключ – карты не могут быть взаимозаменяемыми.

Алгоритм получения карточки компании

Срок службы тахокарты компании составляет 5 лет, потому ее замена проводится реже, чем замена индивидуальных ключей водителей или карточке, которые используются в мастерских. Для замены стоит заблаговременно (не позднее, чем за 15 дней до истечения срока действия) обратиться в организацию, которая занимается оформлением таких документов:

  • Карта предприятия может быть выдана индивидуальном у предприятию или юридическому лицу при условии их регистрации на территории Российской Федерации (форма собственности компании не играет роли).
  • Электронный ключ оформляется либо на имя руководителя компании, либо на имя уполномоченного представителя.
  • При необходимости (наличие нескольких филиалов или подразделений, удаленных друг от друга) одному предприятию может быть выдано несколько тахокарт такого типа.

Пакет документов, необходимых для оформления электронного ключа, зависит от типа карты. Перечень документов для получения карты предприятия для тахографа СКЗИ включает:

  • Заявление (заполняется от руки на бланке установленного образца).
  • Копии документов организации (ИНН компании, свидетельства о регистрации ИП либо юридического лица).
  • Реквизиты организации (обязательна печать компании и личная подпись руководителя).
  • Копия приказа, устанавливающего лицо, ответственное за работу с электронным ключом.
  • Документы ответственного лица (копия паспорта, СНИЛС).
  • Подписанная форма согласия на обработки данных.

В заявлении обязательно должен быть представлен образец подписи директора компании или представителя, ответственного за использование карты тахографа. Скан-копия этой подписи будет отображена на самом изделии.

При оформлении карты ЕСТР также предоставляется копия устава предприятия и копия ОГРН.

Выдача новой карточки является основанием для прекращения функционирования чипа, используемого ранее. При замене электронного ключа старый сдается и утилизируется.

Как видите, карточка предприятия для тахографа обязательно должна быть оформлена: без нее компания просто не сможет выполнять требования действующего законодательства по использованию боратовых самописцев. При этом электронный ключ с истекшим сроком действия использовать не получится, потому о его своевременной замене стоит подумать заранее, обратившись в нашу компанию и предоставив необходимые документы.