Лицензирование автобусов, задействованных в коммерческих рейсах, в РФ является обязательным. При этом с вступлением в силу постановления №195 порядок оформления разрешительной документации будет изменен, и перевозчикам нужно обязательно выполнить требования до 29 июня 2019 года, иначе оказывать услуги на легальной основе будет невозможно.

Основные изменения в нормативной базе касаются схем работы, для которых нужно получать лицензию. Также важно, чтобы к моменту подачи документов для получения разрешения все автобусы были оборудования системами позиционирования ГЛОНАСС и тахографами установленного образца.

Что изменилось в законодательной базе?

Порядок лицензирования услуг по перевозке пассажиров автотранспортом (автобусы и микроавтобусы, у которых более 8 посадочных мест) регулировался двумя федеральными законами РФ:

  • «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Именно этими документами руководствовались перевозчики, оборудуя транспорт и формируя пакет документов для оформления необходимых разрешений.

При этом лицензирование автобусов с 1 марта 2019 года будет осуществляться по правилам, которые несколько изменились. Принятое 27 февраля постановление Правительства РФ № 195 вносит изменения в действующие нормативы.

Основное изменение касается исключений из списка видов деятельности, для которых нужна лицензия. Ранее она не требовалась, если:

  • Автобусные перевозки выполнялись по заказу.
  • Перевозка пассажиров осуществлялась для решения внутренних задач предприятия.

Теперь же лицензирование перевозок пассажиров автобусами будет проводиться и в этих случаях.

Это значит, что для заказных и туристических рейсов, а также для развоза рабочих по городу перевозчик должен будет оформлять разрешение по той же схеме, которая применялась при лицензировании городских, пригородных или междугородных маршрутов.

Не нужно будет переоформлять документы только в том случае, если автобус не перевозит людей по дорогам общего пользования — например, если транспорт курсирует между разными объектами та предприятии с большой площадью. Также от получения разрешения освобождаются ТС, которые числятся за вооружёнными силами, силовыми структурами или спасательными службами.

Срок получения лицензии на автобус

Постановление Правительства № 195 четко регламентирует сроки, в течение которых нужно оформить лицензию. Организации, которые ранее уже проходили процедуру лицензирования, или же использовали автобусы для перевозки по схемам, указанным в качестве исключений, должны оформить все документы до 29 июня 2019 года. Именно к этой дате истекает указанный в постановлении срок в 120 дней с вступления документа в силу.

Если же ране компания не занималась пассажирскими перевозками, то лицензию нужно будет оформить до того, как она начнет фактически заниматься этим видом деятельности.

Особенности лицензирования автобусных перевозок

Выдачей разрешений на автобусные перевозки осуществляет Ространснадзор. Личное участие в процедуре не обязательно, потому многие перевозчики оформляют лицензии на пассажирский транспорт и подают документы через специалистов нашей компании.

Перед подачей документов в Ространснадзор обязательно выполняются работы по подготовке техники. Проверяется техническое состояние автобусов, устанавливаются терминалы ГЛОНАСС и цифровые тахографы. Компания-перевозчик заключает договоры с водителями и медиками (либо сторонними медицинскими организациями) для проведения диагностики перед выходом в рейс.

Достаточно большой объем работ нужно выполнить для подготовки материальной базы. Для получения разрешения на перевозку пассажиров необходимо оборудовать отдельные помещения (боксы), в которых техника будет проходить предрейсовый техосмотр.

После выполнения всех перечисленных требований формируется пакет документации, включающий сведения о водителях, других сотрудниках, транспортных средствах и помещениях для осмотра ТС. К пакету документации прилагается заполненное по установленной форме заявление, после чего документы передаются в Ространснадзор (лично, по почте либо по e-mail).

После уплаты госпошлины в сумме 7500 рублей заявление должно быть рассмотрено в течение 3 календарных дней. По истечении этого срока заявители либо выдаётся разрешение. Либо предоставляется мотивированный отказ.

Лицензирование автобусов по новым правилам имеет несколько важных особенностей:

  • Первое отличие от действовавшего ранее порядка — необходимость регистрации всех ТС, выполняющих перевозку пассажиров. Это значит, что перевозчику нужно не просто получить разрешение на занятие этим видом деятельности, но и внести в реестр все выходящие на маршрут автобусы.
  • Для включения автобуса в реестр или для исключения ТС из этого списка владельцем подается заявление. Исключение транспортного средства обычно проводится перед его продажей: так новый владелец получает возможность использовать автобус для пассажирских перевозок уже в своей компании.
  • К заявлению на включение ТС в реестр обязательно прилагается документ, подтверждающий право собственности. Таким документом может быть договор аренды либо договор купли-продажи.

Все эти требования содержатся в статье 3.2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Как и в случае с оформлением основного документа, срок включения автобуса в реестр не должен превышать 3 рабочих дней. При отказе обязательно указывается причина, по которой невозможно выполнить требование, содержащееся в заявлении.

Штрафы за работу без оформления лицензии

Активная законодательная работа в сфере лицензирования перевозок свидетельствует о том, что проверять наличие разрешительных документов, будут достаточно строго. При этом основное внимание будет уделено тем перевозчика, которые ранее могли работать без лицензии.

Нарушение требований законодательства будет наказываться штрафами (ст. 4.1.2 КоАП). Сумма зависит от того, кто будет признан виновным в нарушении:

  • Водитель или должностное лицо – до 50 тысяч рублей.
  • Индивидуальный предприниматель — до 100 тысяч.
  • Юридическое лицо – до 400 тыс. руб.

Если после наложения штрафа перевозка пассажиров будет зафиксирована повторно, то к финансовым санкциям добавится также конфискация ТС.

К злостным нарушителям планируют применять административное прекращение работы компании на срок до 3 месяцев — убытки в этом случае будут на порядок больше, чем самый большой штраф.

Лицензирование автобусов может стать причиной значительных расходов для компании, которая ранее перевозила пассажиров без оформления таких документов. Но все же к концу июня 2019 года необходимо пройти все предписанные процедуры – только в этом случае вы сможете продолжить деятельность в соответствии с законом.