Контроль расхода топлива на автомобилях активно используется в транспортных компаниях и на предприятиях, которые активно используют транспорт в коммерческой деятельности. Часто для безубыточной работы предприятия внедряют системы автоматизации и контроля, оборудование мониторинга расхода горючего здесь не исключение.

Эффективный контроль расхода топлива на автомобилях предприятия может осуществляться разными способами. Но в любом случае он нужен для того, чтобы снизить расход горючего, а значит – уменьшить себестоимость эксплуатации транспорта. Как добиться таких результатов, и на что рассчитывать при внедрении системы контроля – расскажем ниже.

Для чего нужно контролировать расход горючего?

Транспортные средства компании ежедневно расходуют большие объемы ГСМ. Если никак не фиксировать эти объемы и не проверять, куда именно было израсходовано топливо, то рано или поздно (скорее рано) злоупотребления станут вполне обычным делом.

Контроль расхода ГСМ дает возможность:

  • Свести к минимуму хищения топлива со служебных автомобилей с целью личного использования или перепродажи. Хищения могут быть организованы разными способами – от простого слива до махинаций с чеками или одометром.
  • Бороться с нецелевым использованием техники (простой, поездки на служебных автомобилях в личных целях).
  • Повысить уровень дисциплины в подразделении (в первую очередь за счет отсева склонных к злоупотреблениям сотрудников).
  • Получать объективную информацию о работе транспорта.

Контроль расхода топлива на автомобилях

Преимущества системы контроля для предприятия

Внедрение системы (любой!) контроля за расходованием ГСМ требует затрат – но затраты эти обычно окупаются довольно быстро. К очевидным выгодам для компании относят:

  • Уменьшение расходов на закупку топлива (меньше хищений и злоупотреблений – меньше расход горючего).
  • Снижение износа техники в результате нецелевого ее использования.
  • Уменьшение аварийности служебных автомобилей.
  • Общая оптимизация работы автотранспорта – как за счет более эффективной системы закупок, так и за счет анализа объективной информации о реально выполняемых рейсах и их сроках.

Выгода от наложенного контроля использование горючего вполне очевидна, потому важно выбрать ту систему, внедрение которой принесет максимальный эффект.

Способы учета и контроля расхода горючего

Учитывать, сколько топлива расходует водителя для выполнения того или иного рейса, и сколько горючего нужно предприятию на выбранный период, можно разными способами. При этом наиболее эффективны комплексные меры контроля, включающие как организационные мероприятия, так и использование технических средств.

Чаще всего расход горюче-смазочных материалов контролируется с использованием четырех методик.

Подключение к штатному аналоговому датчику

Аналоговый датчик уровня горючего есть в каждой машине (данные с него выводятся на приборную панель). Информацию с этого датчика можно передать на терминал спутникового мониторинга ГЛОНАСС/ GPS для удаленного контроля:

  • С одной стороны, это самое дешевое решение, поскольку не требует установки дополнительного оборудования.
  • С другой – точность учета ГСМ в этом случае будет низкой, потому что датчик показывает весьма приблизительные значения (работа его зависит и от качества настройки, и от степени износа автомобиля).
  • К дополнительным минусам можно отнести также наличие «мертвых зон»: например, когда датчик показывает, что бак полон, но фактически в него еще можно влить бензин.

Подключение к CAN шине

CAN шина — это узел, с помощью которого внутренние системы современного автомобиля обмениваются информацией между собой. Подключаясь к ней, можно считывать самую разную информацию – в том числе и сведения об остатке горючего в баке.

Но есть нюансы:

  • По CAN шине передаются данные от штатного топливного бака – т.е. объективность информации зависит от качества его настройки/работы.
  • Даже при идеально настроенном датчике требуется тарировка системы.
  • При наличии нескольких топливных баков нужно будет покупать и монтировать дополнительные приборы.

Установка датчика уровня горючего в баке

Для получения объективной информации об остатке горючего в баке в него желательно установить отдельный прибор – датчик уровня топлива (ДУТ). Он может быть:

  • Частотно-аналоговым (для подключения к терминалу лучше использовать частотный канал).
  • Цифровым — подключается через интерфейс RS-485, при замерах учитывает изменение объема ГСМ в зависимости от температуры.

Отдельную группу представляют цифровые взрывозащищенные ДУТ с блоком искрозащиты – их устанавливают в цистернах бензовозов и в других местах, в которых высок риск воспламенения топливных паров.

Все датчики топлива работают по единому принципу: они фиксируют фактический уровень топлива в емкости, обрабатывают эту информацию и передают ее в терминал спутниковой связи. Оттуда данные об остатках ГСМ могут поступать на диспетчерский пункт или на сервер с дальнейшим выводом на экран ПК или смартфона с помощью специального ПО.

Монтаж проточного счётчика горючего на двигатель

Для точного учета можно «врезаться» в магистраль непосредственно перед двигателем, установив счетчик горючего. Он может быть:

  • Механическим.
  • Импульсным.
  • Совмещёнными.
  • Дифференциальным.

Все разновидности, кроме механических, позволяют передать информацию об израсходованном горючем в систему ГЛОНАСС/ GPS, кроме того, у механических и совмещённых моделей есть еще и табло, позволяющее в любой момент снять показания счетчика.

Сложности с установкой проточных устройств отмечаются при оснащении дизельных двигателей. У них приходится либо закольцовывать топливную систему, либо ставить два прибора – по одному на подающую и обратную магистраль.

Какой способ выбрать?

При правильном подборе оборудования и его корректной настройке все методы могут быть достаточно эффективными. Самым оптимальным по соотношению затраты/окупаемость считается способ контроля с установкой датчиков (ДУТ) в топливные баки машин:

  • Датчики оперируют не расчётными значениями, а фактическими данными, причём с очень высокой точностью.
  • Любые изменения уровня топлива моментально регистрируются, что делает невозможным незаметный слив любого объема.
  • Информация о динамике расходования ГСМ выводится на экран в реальном времени и хранится на сервере. Это не только дает возможность вовремя заметить факт злоупотребления, но и позволяет анализировать данные за большой период времени для выбора оптимальных маршрутов или режимов вождения.

Контроль расхода топлива на автомобилях с использованием датчиков уровня горючего и специального программного обеспечения открывает возможности для максимальной экономии, а значит – для повышения эффективности работы транспортного департамента в целом.