Как правильно пользоваться тахографом – вопрос актуальный для владельцев и водителей автомобилей, оборудованных данным прибором. На сегодняшний день тахограф становится обязательной составляющей любого коммерческого транспорта.

Как пользоваться тахографом

Неотъемлемой частью контрольного прибора являются:

  • Карта водителя.
  • Термолента для распечатывания данных
  • Инструкция по применению. При общем принципе работы тахографы имеют некоторые отличия, о которых следует знать.
  • Калибровочная табличка
  • Сертификат о метрологической поверке (либо штамп в паспорте устройства)

Карта водителя идентифицирует водителя при старте работы с транспортным средством. Бумага для тахографа потребуется для подведения итогов рабочей смены или распечатки данных с прибора по запросу сотрудника Госавтоинспекции. Инструкция в любой момент «подскажет» правильный набор клавиш. Калибровочная табличка визуально проинформирует о своевременности калибровки тахографа, сроке последующей. Метрологический сертификат говорит о том, что прибор является средством измерения и его данные корректны и могут учитываться при контроле режима труда и отдыха водителя.

Правила пользования тахографом

В начале смены в тахограф нужно вставить карту водителя чипированной поверхностью сверху. Затем набрать PIN-код (только для карт СКЗИ) (как в случае с любой банковской или sim-картой, предусмотрены три попытки его некорректного ввода, после чего карта блокируется). Восстановить ее может только правильный набор PUK-кода, но лучше для разблокировки обратиться в организацию, где получали карту. Такие меры уменьшают риск мошеннического использования карты в случае ее кражи или утери.

Если код введен правильно, на экране тахографа появятся приветствие и личные данные водителя. Если этого не произошло, нужно проверить карту и тахограф на неисправности. Еще одной причиной может стать неправильное размещение карты (чипом вниз).

После распознавания устройством карты водитель устанавливает режим деятельности. Большинство устройств определяют его автоматически, но следует проверить корректность разделения тахографом периода работы и отдыха. Если все настройки введены правильно, водитель может начинать смену.

Следует помнить, что работающий двигатель всегда будет значить для тахографа рабочий режим. Если водитель не выключает во время перерыва мотор, он должен самостоятельно установить на устройстве период отдыха. На экране всегда отображаются текущие настройки.

Тахограф содержит два слота для карт. Если на машине работают два водителя, у каждого из них есть своя карта, которую нужно вставить и активировать введением PIN-кода (только для карт СКЗИ). Если транспортное средство управляется одним водителем, карта вставляется в слот №1, если в машине экипаж из двух водителей, то в левый слот (№1) вставляется карта того, кто за рулем, в правый слот – того, кто едет рядом. При смене водителей для управления автомобилем карты тоже меняются местами, при этом у того, кто управляет, тахограф фиксирует режим вождения, а у второго водителя – прочие работы.

После работы карта вытаскивается. Для этого потребуется нажатие одной клавиши или нескольких в зависимости от модели тахографа.

Пренебрежение правилами использования тахографа

Правилам нужно следовать всегда, а при наличии «бортового самописца» тем более не допускать никаких вольностей на дороге. В случае аварии или нарушения ПДД сотрудник Госавтоинспекции вправе запросить данные с тахографа, на которые будут опираться при рассмотрении дела в суде.

Соблюдение режима труда и отдыха также повышает безопасность управления транспортным средством, поскольку водитель чередует периоды повышенной внимательности с расслаблением. Попытки «обмануть» тахограф приводят к тому, что водитель из-за усталости рискует попасть в аварийную ситуацию. Тахограф является незаменимым помощником в безопасных поездках по длительным маршрутам.