Порядок оснащения транспортных средств тахографами

Министерство юстиции РФ издало Приказ Министерства транспорта России от 21.08.2013 г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения ТС тахографами» и Приказ Министерства транспорта России от 17.12.2013 г. № 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 г. № 36».

В данных приказах содержатся требования по обязательному оборудованию грузовиков, а также автобусов тахографами с применением СКЗИ (средства криптографической защиты информации).

По новым правилам, данное оборудование необходимо для всех категорий транспортных средств (ТС), которые упоминаются в Приказе. Однако, конечно же, установка ТС будет производиться постепенно, в несколько приемов.

Во-первых, тахографы с СКЗИ будут устанавливаться на грузовики, предназначенные для транспортировки грузов с повышенной опасностью до 1 апреля 2014 года. Во-вторых, согласно упомянутому Приказу, до 1 июля 2014 года данными тахографами нужно обязательно оборудовать автобусы и грузовые машины с весом, превышающим 15 тонн. Что касается грузовиков с весом от 12 тонн, которые не рассчитаны на транспортировку опасных грузов, тахографы СКЗИ будут неотъемлемыми с 1 сентября 2014 года, а с 1 апреля 2015 года — для грузовиков с весом от 3,5 до 12 тонн.

Для ТС, которые оборудованы при их изготовлении до 1 апреля 2014 года специальными установками, контролирующими режимы работы и отдыха, согласно стандартам и правилам Евросоюза и для ТС, которые оборудованы устройствами контроля до 24 февраля 2014 года, отвечающими правилам технического регламента, срок необходимой установки тахографов — до 1 января 2018 года.
Из вышеупомянутых Приказов следует, что эти нормы не относятся к ТС, которые рассчитаны на специальные задачи (автомобили-подъемники с платформами, пожарный автотранспорт, автокраны, эвакуаторы, автомобили, служащие для уличной уборки, автомобильные лавки, скорая помощь и другие), и на ТС, которые зарегистрированы службами федеральных органов, военными автомобильными инспекциями или органами госнадзора за состоянием ТС, органов для оперативно-розыскной деятельности.
Давайте напомним всем, что тахограф – это такое техническое средство контроля, которое выполняет следующие задачи: фиксация сведений о скорости и направлении ТС, норм работы и отдыха для всех водителей.

Из законодательства РФ следует, что на грузики весом выше 3,5 тонн и автобусы обязательно должны были быть установлены тахографы до 23 января 2012 года.

Поправки в КоАП РФ с 1 апреля 2014 года накладывают административную ответственность за неисполнение режимов работы и отдыха водителей ТС, а также если тахографа нет.

Также если происходит управление ТС с недействующим (модифицированным, блокированным или сломанным), тахографом, который противоречит требованиям и нормам, с неправильной эксплуатацией тахографа (корректировка, блокирование, изменение или недостоверность регистрируемых им сведений), — все это неизбежно приведет к штрафу от 1 000-3 000 рублей; на лиц должностных — от 5 000-10 000 рублей.

Стоит отметить, что это требование не относится к ТС, которые осуществляют регулярные городские и пригородные перевозки пассажиров, и к отдельным категориям специализированных ТС (которые не используются для перевозки пассажиров и грузов).
На основании Приказа Минтранса № 273 мы рекомендуем нашим клиентам, использующим транспорт, оборудованный тахографами согласно ЕСТР или по 720 Постановлению Правительства, провести у нас диагностику приборов, проверить их исправность и работоспособность а при необходимости провести активацию, либо очередную калибровку.

Так же напоминаем о необходимости замены АКБ, стоящей в тахографе при очередной калибровке, необходимости использования тахошайб, печатных лент и карт водителей при эксплуатации тахографов. Данный товар вы можете заказать у нас. Отсутствие тахографа, ровно как и неправильная эксплуатация, ведет к наложению штрафа на юридическое лицо, а отсутствие тахошайб или езда без карты водителя к штрафу на физическое лицо (водителя).

Обращаем Ваше внимание, что в последнее время к нам обращаются клиенты, которым недобросовестные мастерские по тахографам предлагают установить приборы без подключения датчика скорости (сигнал идет только через ГЛОНАСС) и без обеспечения постоянного не отключаемого электропитания. При такой “экономной” установке в дальнейшем будет невозможно сделать обязательную калибровку тахографа, и он будет выдавать ошибку после каждого отключения питания, что в свою очередь является грубым нарушением и влечет административную ответственность по статье 11.23 КоАП.

Так же рекомендуем тщательно изучить список исключений, транспортные средства на которых устанавливать тахографы не требуется вообще и график оснащения, согласно приказу, в зависимости от типа транспортного средства, для своевременной установки или замены приборов, чтобы предприятие могло планомерно произвести эти работы.