Чего ожидать перевозчикам в 2016 году

     Не смотря на то, что нормы по обеспечению безопасности дорожного движения действуют в РФ уже давно, включая международные требования, к которым мы присоединились и должны их исполнять, текущий год показал, что они плохо выполняются, имеют ряд недостатков, а ценой за это жизни людей…

    Тем не менее, за 2014 – 2015 года произошли изменения, уже появились и еще готовятся новые нормативные акты, призванные состыковать несоответствия в нормативных документах, повысить контроль на транспорте, ввести более серьезную ответственность участников рынка перевозок грузов и пассажиров, заставить задуматься о ценности жизни и здоровья человека, а также, наконец, выполнить требование ФЗ «О безопасности дорожного движения», где первостепенным является обеспечение безопасности здоровья и жизни граждан.
Конечно, переизбыток технических средств пугает перевозчиков, заставляет сопротивляться всем нововведениям, ведь это затраты, которые надо понести, а потом переложить на конечного потребителя. Скорее всего, если бы действия разных ведомств были более согласованы, то можно было бы часть устройств объединить в один, тем самым сократив затраты и снизив нагрузку на бизнес. Что же это за приборы? В первую очередь – тахограф, призванный дать возможность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителя. Далее — системы мониторинга ГЛОНАСС, передающие информацию в Управление государственного автодорожного надзора, а также по требованию местных властей в комитеты по транспорту. Кроме этого, ожидается введение системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая позволит передавать сигнал тревоги о происшествии в службы быстрого реагирования (112). Уже в этом месяце стартует система платных дорог ПЛАТОН, для которой разработали еще один прибор на базе ГЛОНАСС.

     Остановимся немного подробнее на тахографах: согласно закону на данный момент в РФ действуют нормы по оснащению тахографами (контрольными устройствами), которые регламентируют, что все грузовые транспортные средства более 3,5 т и автобусы более 8 пассажирских мест, принадлежащие индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, должны быть оснащены тахографами. Оснащение и начало контроля на дороге происходили поэтапно, тем самым не должно было серьезно отразиться на затратах перевозчиков, тем более часть ТС должны были быть оснащены ранее тахографами, соответствующим нормам ЕСТР (закон позволяет их эксплуатировать и сейчас). Но, конечно же, мало кто делал это заранее, а дождался, когда все нормы уже вступят в силу и их начнут штрафовать. Поводом дотянуть до последнего было и то, что требования государства казались не ясными и русское «авось», что отменят, а главное отсутствие должного контроля (не только наличия прибора и его эксплуатации, но и соблюдения режима труда и отдыха, что само по себе первостепенная задача государства).

     Перевозчик считает, что тахограф — это просто не нужная ему затрата как на установку, так и на последующую эксплуатацию. Сейчас чаще всего так и бывает – контроль лишь наличия тахографа приводит к нежеланию его эксплуатировать, а значит прибор из важной составляющей транспортного средства (кстати, эксплуатация без него и с неработающим прибором, как и без карты водителя, запрещена и Техническим Регламентом Таможенного Союза и ПДД), становится бесполезной дополнительной опцией. Никому не выгодно без увеличения стоимости перевозки ехать по режиму, набирать дополнительных водителей, приобретать новые машины или создавать точки перецепки машин, чтобы совершить те же самые рейсы, что и сейчас. По нашему мнению, если бы государство контролировало соблюдение режима труда и отдыха, то перевозчик сам бы пришел к необходимости не только иметь, но и эксплуатировать тахограф, контролировать его исправность, наличие карты у водителя, соблюдал бы график считывания данных, анализировал бы данные. Тем самым, не только бы оптимизировал бизнес процессы перевозок, но и получил бы более четкие правила перевозок, более одинаковые условия для участников рынка, устранил бы с рынка конкурентов, которые оказывают дешевые и некачественные услуги по перевозке в ущерб безопасности дорожного движения.